Это обзор наиболее важных и интересных событий и наметившихся тенденций во второй половине 2017 года от экспертной группы проекта Технологии Долголетия. Сайт группы rlegroup.net
В данном обзоре мы постарались обобщить интересную информацию в сфере, относящейся к болезням сердца, сосудов, капилляров, крови и внутренних органов (в той мере, в которой это обусловлено ССЗ). Также в этот обзор включена информация по лечению иных возрастных заболеваний, не включенных нами в другие тематические обзоры.
ССЗ по мнению ВОЗ по прежнему являются основной причиной смерти во всем мире: ни по какой другой причине ежегодно не умирает столько людей, сколько от ССЗ.
Кардиохирургия
Прошедшие полгода 2017 года характеризуются дальнейшим совершенствованием хирургических методов решения кардиоваскулярных проблем. Основное место среди стентов уже начинают занимать био-разлагаемые стенты, в том числе и сделанные из новейших материалов. Шунтирование и другие операции происходят под контролем улучшенных неинвазивных систем мониторинга. Из США новейшие технологии приходят в Европу, Японию и другие страны, преодолевая местные регулятивные барьеры: например в конце 2017 года впервые в Европе в Policlinico Университете города Падуи, Италия транскатетерно устанавливается трехстворчатый атриовентрикулярный клапан в пересаженное сердце по технологии американской компании NaviGate.
Все более уверенно используются устройства для транскатетерного ремонта и замены митрального клапана. Отверстия в бедренной артерии после катетеризации оперативно “запечатываются” новейшим прибором IDE МANTA, либо с помощью новейшего артериального “клея”.
Восстановление клеток
Значительных успехов достигли и исследования по восстановлению клеток миокарда. Как известно, ишемические очаги не восстанавливаются, а на месте погибших клеток появляется фиброзный шрам. В 2017 году проводилось большое количество исследований на мышах и свиньях, имеющих целью восстановить поврежденные кардиомиоциты и очаги ишемии с помощью либо стволовых клеток, либо коктейля из стволовых и других клеток. Индуцированные стволовые клетки ученые получают либо из фибробластов кожи пациента (австралийская компания Mesoblast), либо пытаются выращивать их на культуре клеток-кардиосфер.
Между тем, кроме стволовых клеток и экзосомы и microRNAs уже начинают появляться в качестве дополнительных стратегий защиты и регенерации клеток сердца.
Таким образом, 2018 вероятнее всего станет годом создания эффективного и недорогого способа восстановления ишемизированных участков сердца. Тем не менее, это как обычно потребует проведения серьезных клинических исследований на людях, поэтому дату окончательного внедрения такого способа в клиническую практику предсказать сложно.
Неинвазивные технологии исследования сердца и сосудов, и манипуляции
По словам члена Европейского общества кардиологов и Американской ассоциации сердца Ярослава Ашихмина, важнейшее достижение уходящего года — это развитие неинвазивных технологий исследования сердца, которые постепенно становятся доступными на практике. Такие методы позволяют оценить кровоток в коронарных артериях, насыщение сердечной мышцы кровью и стабильность атеросклеротических бляшек, то есть степень риска их разрыва. Для этого применяются новые алгоритмы компьютерной томографии. Они могут дать максимально объективную оценку происходящего в сердце пациентов с ишемической болезнью, что может кардинально изменить подходы к диагностике и лечению. А в будущем такие технологии позволят минимизировать участие врачей в выборе стратегии лечения — эту роль постепенно будет брать на себя искусственный интеллект. К примеру, компания Creavo Medical Technologies уже получила две премии в области инноваций за свое устройство Vitalscan, о чем мы писали в одном из обзоров.
Неинвазивность становится нормой сердечно-сосудистых манипуляций. Как мы уже писали, в сентябре 2017 года группа ученых из России и США научились неинвазивно с помощью лазера находить и удалять тромбы.
Аритмии и атеросклероз
Кроме проблем коронарного кровоснабжения, значительное внимание в прошедшем году было уделено и аритмиям. Были выявлены некоторые новые причины аритмий, предпринимаются попытки широкого публичного применения антиаритмических диагностических программ, в том числе с использованием обычного iPhone (сотрудничество Apple и Stanford Medical). Были проведены заключительные испытания некоторых низкомолекулярных соединений, предотвращающих атеросклероз и другие ССЗ, поданы заявки на одобрение Xarelto (компания Янссен) и другие. Противораковый препарат Trodusquemine уже пробовали для лечения диабета и рака молочной железы, но в 2017 году впервые использовали его в моделях лечения атеросклероза.
Генетические разработки в сфере ССЗ
Значительный объем исследований в области ССЗ был проведен и в сфере генетики. В результате исследований на животных (свиньи) генотерапия оказалась безопасной и снизила проявление сердечной недостаточностью на 25 процентов в левом желудочке и на 20 процентов в левом предсердии. Лечение также уменьшило размер увеличенных сердец животных на 10 процентов. Кроме этого, ученые определили ген, предположительно, способный защищать от инфарктов и инсультов и задерживать старение. Этот ген, известный как Oct4, уже окрестили «источником молодости». Была разработана методика для использования генетической терапии при воздействии на кардиофибробласты. Эта методика позволяет превращать их обратно в здоровые мышцы сердца. Однако, методика работает пока только в виде математической модели, которая, наряду с химическими и генетическими модификациями представляет собой лишь демонстрацию процесса.
Диагностика ССЗ
В сфере диагностики и предупреждения ССЗ были опробованы интересные методы, например эректильную дисфункцию начали использовать как предиктор острых коронарных событий у мужчин 35-55 лет. Кроме того, митохондриальная ДНК, как оказалось, является новым и отличным биомаркером, который в состоянии предсказать риск сердечных приступов и внезапных остановок сердца на десятилетие вперед или даже дальше. И, наконец, новый тест под названием ASGES позволяет обнаружить ранние признаки ишемической болезни сердца. Для него необходим лишь образец крови пациента. В тесте учитываются возраст, пол и экспрессия генов.
До сих пор, к сожалению, так и не удалось окончательно установить роль ЛПНП в развитии атеросклероза. Сторонники теории воспалений считают, что повышенные ЛПНП не играют решающей роли в атеросклерозе, тогда как их противники утверждают, что воспаление как раз и является ответом на отложения ЛПНП при его повышенном уровне.
Как и в остальных инновациях и технологиях, упомянутых в нашем обзоре, безусловное лидерство в разработке и использовании методов и устройств лечения ССЗ принадлежит США.
Прочие заболевания
Что касается прогресса в лечении прочих заболеваний, не рассматриваемых нами в других тематиках, то можно сказать, что этот год прошел под знаком редактирования генома. «Уже смело можно сказать, что в 2017-м произошел настоящий перелом, — считает известный генетик, исследователь, руководитель медико-генетического проекта Genotek Валерий Ильинский. — В разных странах проведено много успешных экспериментов, которые показали: генное редактирование можно будет уже через пару лет безопасно и эффективно вводить в медицинскую практику для человека».
Последние пару лет мы видим быстрый прогресс по разным направлениям в борьбе со сенесцентыми клетками. Недавно компания UNITY Biotechnology сделала громкое заявление, и продление жизни за счёт удаления сенесцентных клеток было продемонстрировано у мышей. Это позволяет привлечь ранее недоступное венчурное финансирование и повышает информированность общества о возможности лечения старения. Еще одна компания, занимающаяся очищением организма от сенесцентных клеток – Oisin Biotechnologies, основанная и профинансированная Гарри Хадсоном и Мэтью Шольцем. В то же время, на данный момент, среди ученых нет единого мнения о перспективности применения «антисенесцентных» технологий в борьбе со старением человека.
Новые препараты по возрастозависимым заболеваниям.
В 2017 году FDA одобрило 48 новых препаратов (на 25 декабря), что является абсолютным рекордом с 1996 года (когда было выдано 53 регистрационных удостоверения). Генный препарат Luxturna Therapeutics компании Spark для лечения редкого глазного заболевания — дистрофии сетчатки, вызванной мутацией в гене RPE65. Это первый препарат такого рода, зарегистрированный FDA, но и цена на него будет не маленькой — скорее всего, 1 млн долларов. Rhopressa, ингибитор Rho-киназы компании Aerie Pharmaceuticals, Inc., был зарегистрирован для лечения повышенного внутриглазного давления, в том числе, при глаукоме. Данное вещество модулирует сократимость гладкой мускулатуры в глазных мышцах, способствуя оттоку жидкости из глаз. Компания Ultragenyx Pharmaceutical получила регистрацию на препарат Brineura, который представляет собой фермент трипептидилпептидазу 1, генетический недостаток которого приводит к отложению липофусцина в лизосомах нервных клеток. Инъекции препарата позволяют замедлить потерю способности ходить. Очередное антитело для лечения псориаза средней и тяжёлой степени, Tremfya, выпустила на рынок компания Johnson & Johnson. Оно направлено против ещё одного цитокина, играющего роль в развитии воспаления — IL-23. На рынке уже есть антитела против других белков-регуляторов воспалительных и аутоиммунных реакций — TNF-alpha (это лидеры лекарственного рынка вообще), IL-17, IL-12/23. Новое антитело не сравнивалось напрямую с имеющимися агентами, но по историческим данным превосходит их по эффективности, не уступая в безопасности.
Технологии “омоложения”
Используя систему крыс, ученые в 2017 году показали, что краткое взаимодействие пожилых ГСК с молодыми мезенхимальными стромальными клетками (МСК) омолаживает их и восстанавливает их функциональность путем межклеточной передачи микровезикул, содержащих связанную с аутофагией мРНК. Кроме этого, в 2017 году исследовали фермент РНК-полимераза III (Pol III), который присутствует в клетках большинства живых организмов, включая людей. Известно, что он необходим для роста клеток и производства белка, но его роль в старении ранее не изучалась. Исследователям удалось выяснить, что небольшое снижение уровня этого фермента в зрелом возрасте повысило выживаемость дрожжей и на 10% увеличило продолжительность жизни мух и червей.
Автор Игорь Бубнов
Перепечатка разрешается при сохранении ссылок на источник публикации.